Термином chargeback называется один из способов защиты клиентов, применяемых платежными системами для обеспечения безопасности операций с картами. Он представляет собой возврат денег на карточный счет, которые были списаны по ошибке, в результате мошеннических действий или при оплате товаров и услуг, в итоге не полученных.

В банке ПУМБ чарджбэк — стандартная процедура, которая инициируется по заявлению держателя платежной карточки в отношении ряда транзакций.

ПУМБ возглавляет чарджбек-рейтинг украинских банков. Так ли это?

Сравнивая отлаженность процедуры чарджбэка в украинских банках, в ПУМБ вернуть деньги можно относительно легко, особенно если сравнивать с Приватбанком и некоторыми другими представителями банковского сектора. Согласно рейтинговой подборке сайта Chargeback Ukraine, ПУМБ действительно возглавляет список лидеров.

ПУМБ возглавляет чарджбек-рейтинг украинских банков

Особенности чарджбека в банке ПУМБ

Первый Украинский Международный Банк открыто и продуктивно работает с обращениями клиентов, в том числе в сфере возврата денег. Процедура чарджбэка представляет собой не поочередные отписки, а реальную стратегию по защите держателей карт. Поэтому можно говорить, что в ПУМБ вернуть деньги вполне реально, если случай соответствует регламенту платежной системы.

Особенности чарджбека в банке ПУМБ

Причины для инициализации чарджбэка в банке ПУМБ: для каких платежей актуально и кому доступно

Инициировать процедуру чарджбэка в ПУМБ и вернуть деньги на карточный счет можно в следующих ситуациях:

  • при оплате на кассе средства с карты были списаны дважды;
  • при снятии денег в банкомате списание произошло, а выдачи не было;
  • произошло списание средств за покупку, перевод или оплату, которую владелец счета не совершал;
  • оплаченные товар или услуга не были фактически получены покупателем по вине продавца;
  • деньги были списаны в результате технической ошибки;
  • оплаченный товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам качества, отличаются от описания или были повреждены в процессе доставки, а продавец отказывается принимать возврат;
  • если средства были сняты в результате мошеннических действий без участия клиента или злого умысла.

Эти условия распространяются на операции с картой, совершенные с участием платежной системы при соблюдении правил безопасности, предписанных банковской инструкцией.

ПУМБ Online — возможен ли чарджбэк

Чарджбэк возможен при совершении через онлайн банкинг покупок и операций с использованием платежной карты. Если транзакции выполняются из личного кабинета без ввода номера карточки, через привязанный электронный кошелек, виртуальные валюты, то ПУМБ не сможет вернуть деньги, так как это не предусмотрено правилами платежных систем.

В каких случаях ПУМБанк может отказать в процедуре chargeback

Отказ ПУМБ вернуть деньги на карточный счет может быть обусловлен такими причинами:

  • если держатель карты сам сообщил мошенниками ПИН-код, CVV и другие данные, либо нарушил правила безопасности платежных операций;
  • если оплата производилась на личный счет продавца, а не на счет юридического лица;
  • если покупатель одновременно пытается вернуть средства и от продавца, и через банк;
  • если оплата производилась при помощи платежных онлайн сервисов;
  • если не были соблюдены сроки обращения для инициации чарджбэка.

Принцип и алгоритм действия процедуры Chargeback в банке ПУМБ

Инициировать чарджбэк в ПУМБ и вернуть деньги можно в результате следующей цепочки действий:

  • подача заявления с указанием причины и обстоятельств транзакции;
  • проверка банком операции на наличие нарушений со стороны держателя карты;
  • отправка требования банку-эквайеру о возврате средств, перечисленных получателю;
  • проверка платежной системой технических возможностей возврата;
  • проверка банком-эквайером операции и переадресация требований продавцу;
  • получение банком-эквайером решения продавца о возврате или отклонении требований;
  • проверка платежной системой ответа;
  • если ответ был положительным — отправка денег в банк-эмитент и пересылка на счет инициатора чарджбэка;
  • если ответ отрицательный, банк-эмитент вправе оспорить его;
  • получение инициатором денег или обоснованного отказа в возврате.

Алгоритм действия процедуры Chargeback в банке ПУМБ

Разбираемся с участниками процедуры чарджбек

Участниками процедуры чарджбэка являются:

  • держатель карты, он же инициатор возврата;
  • банк-эмитент, который выпустил карту;
  • банк-эквайер, в котором находится счет получателя средств;
  • платежная система, которой принадлежит карта VISA или MasterCard;
  • продавец, он же получатель средств.

Документы для оформления chargeback

Для того, чтобы через ПУМБ вернуть деньги на карточный счет, необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление в установленной форме с указанием всех деталей и обстоятельств списания средств;
  • доказательства и подтверждения правоты клиента (чеки, квитанции, скриншоты переписки с продавцом, его письменные ответы и прочие);
  • гражданский паспорт и ИНН заявителя.

Чем больше доказательств и чем убедительнее они будут, тем больше шансов, что ПУМБ сможет вернуть деньги на счет в кратчайшие сроки.

Важные нюансы

Особенности и сроки чарджбэка зависят, в первую очередь, от правил платежной системы, которой принадлежит карта. В ПУМБ можно вернуть деньги на счета карт VISA и MasterCard, при условии соблюдения установленного порядка.

По карте Visa

Платежная система VISA установила сроки оспаривания операций с картами в сроки до 75-540 дней с момента списания средств. Важно, что заявление рекомендуется составлять на государственном и на английском языках — это значительно упростит процедуру рассмотрения.

По карте Mastercard

МПС MasterCard также предусматривает максимальный срок обращения для возврата денег до 540 дней. На практике этот срок оказывается короче, так как на рассмотрение вопроса на каждой ступени требуется дополнительное время.

Как узнать код оспаривания

Код оспаривания — это цифровой шифр, кодирующий причину инициализации чарджбэка. Список кодов у каждой платежной системы свой.

В МПС VISA чаще всего встречаются такие коды:

Код Причина чарджбэка
30 товар или услуга не были получены клиентом
41 списание средств после отмены клиентом операции
53 несоответствие товара по качеству, размеру, характеристикам и т. д.
57 повторная несанкционированная транзакция
62 мошенническое снятие средств
70 ошибочное указание стоимости
71 авторизация была отклонена
72 авторизация не была завершена
73 срок действия карты завершился
76 ошибочно указана валюта
77 неправильно введен номер
80 ошибка в выборе номера операции
81 мошеннические действия
96 превышение лимита использования средств

В МПС MasterCard в большинстве причин указываются такие коды:

Код Причина возврата
4808 авторизация не была подтверждена
4812 отсутствие счета во время транзакции
4840 мошенническая операция
4841 отмена транзакции
4842 отложенное списание средств
4846 ошибочное определение валюты
4849 навязывание лишних товаров и услуг
4850 сомнительная операция
4860 ошибка кредитования

Полный список кодов и их актуальные изменения указаны на сайтах международных платежных систем, где с ними можно ознакомиться детально.

Как оформить заявление на возврат денежных средств в ПУМБ банке

Банк ПУМБ предлагает клиентам заполнить заявление в установленной форме, чтобы вернуть деньги на счет. В заявлении следует указать время, сумму и обстоятельства транзакции. Бланк можно получить у сотрудников банка.

Заявление возврат денежных средств в ПУМБбанке

Заявление в ПУМБ банке

Возврат денежных средств в ПУМБ банке

Способы и сроки подачи заявлений

Подавать заявление и сопутствующие документы необходимо лично при визите в отделение банка. Хотя платежными системами для оспаривания транзакций предусмотрено до 540 дней, обращаться рекомендуется как можно раньше, ведь время необходимо еще на рассмотрение претензии. Специалисты советуют подавать заявку в ПУМБ, чтобы вернуть деньги, не позднее 120 дня для MC и не позже 75-120 дня для VISA.

Сроки chargeback в ПУМБ банке

В среднем процедура рассмотрения заявки занимает около 4 месяцев с момента подачи заявления. ПУМБ вернет деньги сразу же после одобрения и поступления их от платежной системы.

Эффективность процедуры чарджбек в ПУМБ

Согласно отзывам держателей карт, получение возврата в ПУМБ — обычная процедура, не составляющая сложности. Если условия соответствуют требованиям, деньги зачисляются на счет в течение 2-4 месяцев. Если случай не отвечает регламенту, то заявитель получает обоснованный информативный отказ.

Эффективность процедуры чарджбек в ПУМБ

Эффективность процедуры чарджбек в ПУМБ отзывы

Что делать если ПУМБ отказывает в чарджбэке — как опротестовать отказ

В случает отказа ПУМБ вернуть деньги, можно оспорить это решение. Если заявитель считает, что ему отказали неправомерно, он вправе подать повторное заявление с приложением дополнительных доказательств своей правоты, в том числе со ссылками на правила международных платежных систем.

Также существует арбитраж МПС, который рассматривает спор между участниками процедуры и выносит окончательное решение.