Как вернуть деньги за путевки из-за коронавируса и других неприятностей в 2022 году?
Эпидемиологическая ситуация в мире часто вносит коррективы в запланированный отпуск. Заранее купленные путевки еще не гарантируют, что отдых состоится — ограничения въезда, закрытие полетов, болезнь, своя или близких, становятся причинами отмены поездки. Поэтому возврат за путевки из-за коронавируса остается актуальной темой обсуждений на туристических сайтах. Как это происходит и кто может воспользоваться такой возможностью?
Закон о возврате денег за путевку
Отношения между туристами и турагентствами регулируются в том числе законом о защите прав потребителей. Согласно его положениям, если оплаченные товар или услуга не были предоставлены, клиент имеет право на возврат своих денег. В связи с многочисленными отменами туристических поездок, в закон о возврате денег за путевку были внесены изменения.
Многие купленные до 31.03.2020 путевки так и не были использованы из-за пандемии, и турагентства до сих пор продолжают возвращать за них средства. В связи с объемом выплат операторы вначале получили отсрочку до декабря 2021 года, а теперь — до конца 2022 года.
Условиями возврата денег за путевку являются закрытие въезда в страну, болезнь или иные экстренные обстоятельства, в том числе отсутствие какого-либо документа, смерть близких, запрет на пересечение границы из-за задолженностей и т. д.. Среди причин указывается даже повышение транспортного тарифа или перенесение сроков поездки оператором.
Если турист просто передумал, то вернуть свои средства он может только при отказе от поездки заранее, а также не всегда в полном объеме — из стоимости могут быть вычтены расходы, понесенные оператором при исполнении обязательств по договору.
Процедура возврата денег за путевки
Инициировать возврат оплаченной путевки можно несколькими способами. Самый простой и доступный — обращение к туроператору. Как это осуществимо?
- Написать заявление в 2 экземплярах на возврат с указанием причин и объективных обстоятельств. Сделать это лучше за несколько недель до даты тура. При этом следует учитывать, что рассмотрение тоже займет около 10-20 дней.
- Приложить к заявлению документы, подтверждающие обстоятельства.
- Передать его оператору лично, почтовой пересылкой или электронной почтой.
После рассмотрения турист получит ответ от агентства — согласие на возврат денег или отказ.
В случае отказа оператора возвращать деньги несостоявшийся турист может оспорить решение через суд или процедуру чарджбэка — механизма защиты интересов клиента, предусмотренного международными платежными системами.
Чарджбэк за неполученные услуги пока не слишком популярен и не все клиенты о нем знают. Между тем это — эффективный и относительно быстрый способ защиты своих прав, по сравнению с судом.
Следует отметить, что воспользоваться возможностью чарджбэка можно только в том случае, если путевка была оплачена с карты VISA, MasterCard или МИР.
Образец заявления на возврат туристической путевки
Найти образец заявления на возврат туристической путевки можно в интернете. Как в заявлении на имя туроператора, так и в форме инициации чарджбэка, необходимо указывать все обстоятельства оплаты и отказа, включая даты, суммы и причину. В заявлении на чарджбэк дополнительно следует указать код причины возврата.
Денежный возврат за путевки из-за коронавируса оформляется таким же образом, с указанием причин и приложением подтверждающих документов.
Какие шансы на возврат?
Объективно шансы зависят от причины возврата путевки и сроков обращения. Если отказ от поездки носит добровольный характер, вернуть уплаченные средства можно только при заблаговременном обращении. Кроме того, из них могут быть вычтены расходы, понесенные оператором.
Если происходит возврат за путевки из за коронавируса, болезни, смерти, ограничений на пересечение границ и других уважительных обстоятельств, отказаться от поездки можно в любое время, при условии предоставления доказательств.
Особенности возврата денег за турпутевки
Первоначально претензия на возврат путевки подается непосредственно оператору, продавшему тур. Если этого не сделать, при инициации чарджбэка турагент может указать, что клиент уже получил свои деньги и пытается вернуть их повторно.
В случае получения отказа путешественник может обратиться в банк для процедуры чарджбэка. Если оплата была внесена наличными, то единственный вариант — урегулировать спор через Роспотребнадзор или суд.
Возврат денег за путевку по России и за границу
Возврат за путевки за границу отличается от аналогичного возврата денег за путевку по России только наличием дополнительного пункта в перечне причин для аргументированного отказа. К таким причинам относятся:
- закрытие въезда в страну в связи с неблагополучной обстановкой;
- изменение требований к пакету документов, необходимых для въезда;
- запрет на пересечение границы отдельным категориям граждан, в частности имеющим задолженности в сумме от 10 тысяч рублей и более.
В остальном споры между турагентствами и их клиентами регламентируются абсолютно идентично.
Как вернуть деньги за путевку из-за коронавируса или другой болезни?
Часто причиной отказа от запланированного отдыха становится болезнь самого путешественника или членов его семьи. Как вернуть деньги за путевку если заболел сам или кто-то из родных? Точно так же, как и в остальных случаях — обратившись к турагенту. Только к заявлению необходимо приложить справку из медицинского учреждения, подтверждающую факт заболевания.
Возврат за путевки из-за коронавируса производится абсолютно так же — предоставляется справка от врача с положительным результатом теста и указанием сроков болезни.
Сколько денег можно вернуть за путевки?
При отказе от путевки возврат денег может производиться в полном или частичном объеме. Частичный возврат за вычетом расходов предусмотрен, если клиент отказывается от тура по личной инициативе на добровольной основе.
Если было оплачено раннее бронирование, возврат путевки может быть выплачен полностью, при условии заблаговременного обращения. В случае вынужденного отказа по уважительным причинам туроператор должен вернуть деньги путешественнику в полном объеме.
Не вернули деньги за путевки или вернули частично — что делать?
В случае возврата за путевки из-за коронавируса деньги должны быть возвращены полностью. Частичный возврат с удержанием расходов агента, как медицинская страховка и комиссии, допускается только в случае добровольного отказа от путешествия.
Если туроператор не вернул деньги или перечислил не всю сумму, его действия можно оспорить, в том числе в судебном порядке.
В каких случаях возврат невозможен?
Возврат денег за тур путевки невозможен только в некоторых случаях:
- клиент отказался от поездки по личной инициативе в последний момент без уважительных причин;
- пропущенные сроки обращения;
- оплата путевки наличными, из личного кабинета банка, с виртуальных кошельков или через интернет-сервисы.
Подводные камни процедуры чарджбек: как не допустить фатальных ошибок
Процедура чарджбэка за путевки пока не настолько популярна в нашей стране. Поэтому заявителям иногда приходится сталкиваться с необоснованными отказами банков.
Официальными причинами могут быть некорректно составленное заявление, позднее обращение, нежелание работать с претензиями и т. д. Поэтому путешественникам, отказавшимся от поездки, не помешает помощь опытного юриста.
Преимущества работы с чарджбэк компаниями
Специализированные чарджбэк-компании профессионально занимаются возвратами за путевки 2021-2022 по принципу «под ключ». Опытные юристы рассматривают ситуацию, определяют оптимальную стратегию работы для успешного результата. Они же помогают составить претензии, а также самостоятельно занимаются спорами и прочей бюрократической рутиной.
Такой подход в разы повышает шансы на успех даже в не слишком обнадеживающих ситуациях.